Постсоветский культпросвет

Три современных художника раскрывают суть идеологической пропаганды в независимом Узбекистане


В странах СССР искусство было главным инструментом осуществления идеологической пропаганды. Кинематограф, литература, музыка, архитектура, изобразительное искусство, графический дизайн – во всех сферах официальными темами были прославление коммунистического строя и героев великой страны. Инструментом выражения этих идей был социалистический реализм.

После крушения Союза во многих странах, в том числе в Узбекистане, начался демонтаж советского наследия. В книгах зачеркивали слова «СССР», «Ленин» и «коммунизм». Плакаты с советскими лозунгами становились макулатурой. Памятники сносили, а на их место устанавливали новых идолов. Взамен пришла новая идеология, новые монументы и лозунги. Но их задачи и, соответственно, стилистика и прежний пафос остались прежними.

Пропаганда сегодня сквозь объектив Умиды Ахмедовой

Умида Ахмедова. Узбекистан – страна великого будущего

Умида Ахмедова. Ты мое достоинство, моя опора и моя гордость, независимый Узбекистан

Умида Ахмедова. Свободная и процветающая родина, свободная и благополучная жизнь – наша великая цель

Умида Ахмедова. Пусть наша земля будет мирной, наше небо будет чистым

Умида Ахмедова. От сильного государства к сильному гражданскому обществу

Фотографиня-документалистка Умида Ахмедова называет идеологическую пропаганду в Узбекистане 1990-2000-х годов «социалистическим примитивизмом с применением фотошопа в постсоветской каримовской эпохе». Она очень жалеет, что не снимала советские лозунги, поэтому стремится фиксировать современные средства агитации.

В сентябре 2020 года в ташкентской галерее «139 Documentary Center» прошла выставка Умиды «СНАП (Средства Наглядной Агитации и Пропаганды)». На снимках, сделанных в Узбекистане в 2016-2017-х годах, фотографиня запечатлена на фоне плакатов с идеологическими лозунгами. Ее присутствие в кадре важно: это способ ощутить себя частью исторического процесса и фиксировать настоящее.


Бесконечное прошлое в проектах Вячеслава Ахунова

Вячеслав Ахунов. Из серии «АВС. Азбука тоталитаризма», начало 1990-х
Источник: галерея ZERO LINE
Вячеслав Ахунов. Мантры СССР, 1975
Источник: архив художника
Вячеслав Ахунов. Пески забвения. Из серии «Ленинский план монументальной пропаганды», 1976
Источник: архив художника
Вячеслав Ахунов. Пески забвения. Из серии «Ленинский план монументальной пропаганды», 1980
Источник: архив художника
Вячеслав Ахунов. Монумент спичке, 2011
Источник: галерея ZERO LINE
Вячеслав Ахунов. Монумент спичке. Фрагмент, 2011
Источник: галерея ZERO LINE
Вячеслав Ахунов. Живи Тихо. Рисунок 1975 года и инсталляция в галерее Laura Bullian, Милан, 2018
Источник: архив художника

Творчество узбекского художника-концептуалиста Вячеслава Ахунова, напротив, сконцентрировано на визуальной культуре советского прошлого. В серии «АВС. Азбука тоталитаризма» он вспоминает, как новая коммунистическая власть проводила политику ликбеза для населения Центральной Азии с помощью политических плакатов и огромных литер, которые устанавливали буквально везде.


Тоталитарное государство воспринимает художника в роли жандарма и агитационно-пропагандистского воспитателя, специалиста по перековке сознания с позиции диалектического материализма, марксистско-ленинского учения и научного коммунизма

В. Ахунов, тетрадь «Социалистический модернизм как работа со смыслами, как советская версия западного постмодернизма», 1979 г.


Повторенные бесчисленное количество раз, заученные лозунги теряют свой смысл превращаются в бессодержательный набор букв и звуков – мантры. Повторение буддистских мантр помогает успокоить разум и тело, достичь умиротворения. Коммунистические же укрепляют веру в светлое будущее, убеждают в единственно правильном пути. Интересно, что буквальный перевод слова «мантра» – «инструмент мышления». 

Бесконечные коллажи, рисунки, тексты, инсталляции Вячеслава Ахунова, осмысляющие идеологию СССР – это не просто зацикленность на советчине, как многие считают. Так художник выражает идею о том, что за 30 лет принципы функционирования власти и коммуникаций с народом не изменились. Только теперь фундаментом великого будущего Узбекистана является не «План строительства коммунизма», а «Идея Национальной Независимости».

Игры с памятью Ербосына Мельдибекова 

Ербосын Мельдибеков. Трансформер, 2012
Ербосын Мельдибеков. Трансформер, 2012
Ербосын Мельдибеков. Конкурс (фрагмент), 2010-2013
Ербосын Мельдибеков. Конкурс (фрагмент), 2010-2013
Ербосын Мельдибеков. Конкурс (фрагмент), 2010-2013

У идеологии должно быть лицо, нравственный ориентир для народа. Центральный сквер Амира Темура в Ташкенте – отличная иллюстрация того, как сменяли друг друга культы личности в зависимости от курса правящей партии. За сто лет площадь перенесла пять переименований и смену девяти памятников. Казахский художник Ербосын Мельдибеков посвятил серию проектов этому месту. 


Искусство здесь потеряло всякую ценность — идеология всегда была на первом месте. Именно поэтому я считаю эту площадь в Ташкенте сердцем Центральной Азии: отсюда исходили все перемены, здесь они зримо воплощались, отсюда начинались все бури

Ербосын Мельдибеков в интервью журналу «Искусство»


Художник предлагает в качестве альтернативы сносам памятников создание монумента-трансформера, наподобие детской игрушки. На алматинской выставке в Aspan Gallery в 2018 году «Трансформер» имел формат конструктора, а из кубиков посетители могли самостоятельно конструировать любые мини-монументы. 

Сегодня проект Ербосына Мельдибекова можно увидеть в Москве, на открытой площадке музея современного искусства Garage. Это тот же конструктор с меняющимися элементами, но высотой 4,5 метра. Насадки в виде частей разных памятников меняются в соответствии с составленным автором списком советских, казахских, киргизских, российских, таджикских, туркменских и узбекских государственных праздников. 


Мы жили в большом пространстве государства, где идеология управляла всеми сферами нашего бытия, и устройство нашего сознания осталось прежним. Когда одним прекрасным утром Союза не стало, вместе с ним не стало Ленина. Поиск кумира тем не менее продолжился и идет до сих пор

Ербосын Мельдибеков в интервью журналу «Искусство»


Проект «Конкурс» – это своеобразное художественное исследование. Автор выставляет исторические эскизы и реальные конкурсные проекты для сквера Амира Темура разных периодов. Собирая бумажные проекты вместе, он словно устраивает конкурс вне времени и пространства. 

Мельдибеков работает с архивами, копается в истории, глубоко погружается в исследование коллективной памяти. Но благодаря иронии его проекты вскрывают абсурдность попыток формирования политической идеологии 


Посмотреть другие работы Ербосына Мельдибекова и послушать комментарии искусствоведа можно в приложении Ariapp: «Вадим Фишкин |Ербосын Мельдибеков. Взаимосвязь совпадений»

Opening Times

Monday — Friday
09.00am — 17.00pm
Saturday
10.00am — 16.00pm