Самоорганизации художников в Центральной Азии. Часть третья: Таджикистан

Искусствоведка из Ташкента Виктория Ерофеева исследовала феномен художественных самоорганизаций в странах ЦА. Публикуем третью часть исследования о художественных самоорганизациях в Таджикистане. Читайте также первую часть — о Казахстане и вторую – о Кыргызстане.


От проекта к проекту

Гораздо более застойной по сравнению с Кыргызстаном и Казахстаном видится художественная атмосфера Таджикистана. Сильное политическое давление, экономическая отсталость не способствуют формированию арт-сообщества, и самоорганизаций соответственно.

— У нас так и не сформировался средний класс, заинтересованный в культурной и социальной активности. Союз ушел, а капитализм не пришел. Время от времени появляются интересные художники, но достигнув определенного уровня и не видя перспектив развития в Таджикистане, они вынуждены уезжать на учебу или заработки за границу. За все эти годы мы так и не создали критическую массу, которая имела бы свой голос, – считает художник Алексей Румянцев. 

Алексей Румянцев объясняет волонтерам идею инсталляции «Сеть», которая плетется отходами пластиковых пакетов. Источник

Безусловно, такая ситуация является и следствием Гражданской войны в Таджикистане. Война сильно травмировала общество, произошел массовый отток населения, которое могло бы сформировать художественную среду. 

Алла Румянцева и Алексей Румянцев – пожалуй единственный пример долгоиграющей самоорганизованной художественной группы в Таджикистане. Они работают в области видео-арта, активно участвуют в международных выставках и образовательных проектах.

В 2019 году Алла и Алексей Румянцевы создали цикл передач «об успешных практиках современного искусства для поддержки мира и прогресса в обществе»

В Таджикистане нет активности частных галерей и неформальных площадок, которые бы аккумулировали креативные процессы. Можно назвать две организации, которые выполняют роль ресурсного центра по поддержке творческих инициатив: Dushanbe Art Ground и культурный центр «Бактрия».

Культурный центр «Бактрия» основан в 2001 году, сегодня им руководит художник и куратор Сергей Чутков. «Бактрия» в сотрудничестве с фондами, государственными структурами, бизнесом, художниками организует лекции по современному искусству, музыкальные фестивали, исследовательские проекты.

ArtWeekend в центре «Бактрия». Источник

Dushanbe ArtGround был основан в 2012 году художником и куратором Джамшедом Холиковым. Деятельность этой организации в сфере мастер-классов, кинопоказов, лекций о современном искусстве и выставок позитивно сказалась на привлечении молодых художников, хотя срок их активности был достаточно короток.

В 2006 году Холиков как куратор и консультант принимал участие в молодежном проекте по современному искусству «Стартер» (теория и практика современного искусства) для студентов художественных вузов Таджикистана. В 2011 году был куратором выставок «Сити Арт» и «Паблик арт в Душанбе».

Летом 2020 Dushanbe ArtGround запустил проект «Арт-лаборатория», цель которого оказание помощи художникам в производстве работ в условиях пандемии.

Джамшед Холиковю. Источник

— Мы и раньше проводили много образовательных проектов и иногда появлялись коллективы, группы, но они работали от проекта к проекту, а потом либо уезжали, либо меняли сферу деятельности. Сейчас я отмечаю довольно активное движение в молодежной среде – этим летом у нас был большой поток студентов, что необычно. Будем надеяться, что это как-то изменит культурный фон в нашем регионе, – отмечает Румянцев.

Арт-менеджер, эссеистка и продюсерка Лолисанам Улугова, комментируя ситуацию в культурной сфере Таджикистана, считает:

— У нас есть ряд отличных художников, но при этом все очень разобщены. Никто не делится друг с другом своими проектами. А центры не достаточно широко освещают свою деятельность в интернете. От этого создается впечатление, что в Таджикистане ничего не происходит. Мы должны учиться работать сообща, чтобы развивать среду, научиться делегировать полномочия и правильно организовывать процесс совместного творчества.

Лолисанам Угулова. Источник

Для того, чтобы исправить эту ситуацию Лолисанам Улугова и Бежан Шамсов во время карантина создали Facebook-группу Tajik Art-Activists /Таджикские Арт-Активисты, целью которой является налаживание связей между деятелями культуры Таджикистана, поиски путей отражения в искусстве таких проблем как гендерное неравенство, бедность, дискриминация и насилие. К сожалению, пока в группе не наблюдается активных дискуссий или совместных инициатив. Участники делятся важными ссылками, здесь публикуются новости культуры Центральной Азии, опен-коллы новых проектов, анонсы мероприятий.

Также хотелось бы отметить активность коллектива Государственного Музыкально-Драматического театра имени Т. Фозыловой в Канибадаме. Несмотря на то, что театр является государственной структурой, деятельность труппы – яркий пример того, как можно развивать культуру в отдаленном от столицы регионе усилиями нескольких энтузиастов.

В условиях крайне тяжелой экономической ситуации и серьезной проблемы трудовой миграции актеры находят новые пути продвижения театрального искусства: организуют выездные спектакли в школах и детских садах, выходят на базары, выступают на радио. В регионе достаточно тяжелая ситуация с интернетом – его стоимость высока, а скорость низкая (по крайней мере так было раньше), поэтому активисты театра находят альтернативные пути привлечения аудитории – размещают креативную рекламу в общественном транспорте и городских пространствах. И тут важно отметить, что эта работа проводится не по указке сверху, а является низовой инициативой актеров и режиссеров. 

Спектакль тектра Канибадам. Источник

Публикация в рамках “Центральноазиатской программы MediaCAMP”, реализуемой Internews при финансовой поддержке USAID. Подробнее

Статья основана на исследовании, проведенном при поддержке поддержки Гете-института, в рамках проекта «Культура в движении» 2019-2020.

Opening Times

Monday — Friday
09.00am — 17.00pm
Saturday
10.00am — 16.00pm