Монтаж «Пространства тишины». Как готовилась персональная выставка Гульнур Мукажановой в Aspan Gallery

Автор текста: арт-менеджер, сотрудница Aspan Gallery Александра Ким
Комментарии к работам: куратор выставки Меруерт Калиева


Как правило в Aspan Gallery мы не делаем больших перерывов между выставками. Так было и в этот раз. Только закончилась выставка Саодат Исмаиловой «Как меня звали?», и уже через две недели мы приветствовали посетителей на вернисаже персонального шоу Гульнур Мукажановой «Пространство тишины». Подготовка к новой выставке начинается задолго до монтажных работ. Совместно с художницей определяется концепция, отбираются работы, которые будут экспонироваться, или обсуждается создание чего-то нового, эксклюзивного. Одновременно намечается план расположения объектов в пространстве. Потом начинается долгий процесс изготовления работ, решаются логистические задачи и планируется монтаж.

На этот раз демонтаж предыдущей выставки занял примерно неделю. Нужно было бережно снять сами работы, отключить и убрать технику. Затем помещение привели в косметический порядок – покраской, шлифовкой, постройкой, сборкой и установкой перегородок. С каждой новой выставкой пространство галереи подвергается небольшим, а иногда значительным модификациям.

«Пространство тишины» Гульнур Мукажановой кардинально отличается от выставки Саодат Исмаиловой «Как меня звали?» Если последняя представляла собой темное иммерсивное пространство с проекциями видео работ на тончайший шелковый экран и занимающими много места новыми инсталляциями художницы, то выставка Гульнур Мукажановой — это серия картин из войлока ручной работы, фотографии и видео, которые сосуществуют в едином, но разделенном на «секции» светлом пространстве.


Так как все моё творчество касается нашей культуры и общества, для меня было важно показать эти работы в Казахстане. После завершения монтажа экспозиции, я получила чувство удовлетворенности и была внутренне готова оставить работы наедине со зрителями. Выставка получилась довольно интенсивной. Для меня важно передать смысл каждой работы и экспозиции в целом.


Работы получились интенсивные по форме и содержанию. Я очень волновалась перед выставкой, которая впервые за долгое время будет показана зрителям в Казахстане — на моей родине. Время покажет, как её воспримут.

Гульнур Мукажанова


Мы условно поделили помещение галереи на три зоны. Первая — зона фотографий «Глобальное общество» (2013). Здесь же демонстрируется одноименное одноканальное видео 2016 года. На фотографиях запечатлены обезличенные герои в своей среде обитания, в окружении предметов быта, которые дают зрителям подсказки о принадлежности персонажей к той или иной культуре. Серия включает в себя множество фотографий с жителями Германии и Франции. В «Пространство тишины» представлены снимки, сделанные в Центральной Азии – Узбекистане и Казахстане. Экран с видео и фотоработы размещены на противоположных стенах, и их герои могли бы видеть друг на друга, если бы не глухие, белые маски из войлока, которые служат реквизитом и ключевым элементом серии. Так, видео-работа «Глобальное общество» (2016) расположилась по правую сторону от входа в галерею. Противоположная стена как бы отражает это «Глобальное общество», но уже в фотографиях. Две вертикальные встречают гостей выставки, виднеясь спускающимся по лестнице еще до входа в галерею, и задают нужный ритм, переводя зрителя во вторую зону – с работами из «Пост-номадической реальности» (2020-2021) меньшего размера. В этой зоне расположились 5 картин из войлока. На гладких, матовых стенах текстурные, сложно-наслоенные, шероховатые, с легким блеском шелковых волокон, поверхности картин выглядят еще более контрастно. Заключает экспозицию самый просторный объем пространства с картинами из той же серии, но большего формата.



«Портреты, которые мы видим — это автопортреты
Гульнур [Мукажановой]. Эта войлочная маска была снята с ее собственного лица, и надевая ее на разных людей —
мужчин, женщин, старых, молодых — совершенно разных культур и контекстов, художница как бы говорит, каким безликим стал мир, потеряв свою собственную культуру»

Одним из важнейших этапов работы над экспозицией было распределение цветовых пятен таким образом, чтобы не перегрузить пространство, и в то же время стояла задача найти баланс и избежать визуальной монотонности. Помимо контраста и цветового равновесия динамичность экспозиции придает последовательное расположение картин с разной степенью «разрушения» прямоугольных блоков — контуры где-то четкие, ровные, а где-то прямоугольник рассыпается и практически расползается по краю картины.


«Серия «Пост-номадическая реальность» вдохновлена Түскиіз — прикроватным настенным украшением.
Түскиіз (в переводе с казахского СОН + ВОЙЛОК) всегда вешался у кровати. Эта прямоугольная форма — портал, через который мы можем перенестись посредством своих снов в свое бессознательное»

Не всегда план выставки получается полностью воплотить в жизнь, не всегда идеи работают, чаще мы сталкиваемся с техническими ограничениями, когда приходится быстро искать решение. Например, изначально планировалось выставить большее количество работ, но после «примерки» мы решили убрать несколько картин и облегчить пространство. Видео мы думали проецировать на стену и зонировать таким образом помещение, но оказалось, что яркое освещение «съедало» контрастность и размывало изображение. Мы решили отказаться от проекции и запустить видео на телевизоре, благодаря чему появилась возможность выставить его в тандеме с фотографиями. 

Монтаж выставки — процесс творческий. Подготовка и монтажные работы зачастую очень напряженные, но этот процесс — моя любимая часть процесса, наряду, конечно, с реакцией посетителей. Тот момент, когда экспозиция собрана, но еще не представлена зрителю — такая очень короткая и волнительная пауза перед “выходом на сцену”.


Публикация в рамках “Центральноазиатской программы MediaCAMP”, реализуемой Internews при финансовой поддержке USAID. Подробнее

Opening Times

Monday — Friday
09.00am — 17.00pm
Saturday
10.00am — 16.00pm